Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна

4 декабря 1927 года родилась Гаэ Ауленти (Gae Aulenti, 1927 — 2012) — одна из первых женщин-архитекторов, получивших мировое признание. Она оформляла шоу-румы компаний Fiat и Olivetti, сотрудничала с Knoll, Zanotta, Kartell, Artemide и Martinelli Luce, но широкую известность получила благодаря своим проектам музеев

№ 1

Гаэ (Гаэтана) Ауленти (Gae Aulenti, 1927 — 2012) родилась в городе Палаццоло-делла-Стелла, недалеко от Триеста, и получила образование на факультете архитектуры Миланского политеха в 1959 году. В группе было всего две девушки: профессия архитектора в то время считалась сугубо мужской. Много лет спустя, отвечая на вопросы одного женского журнала, Гаэ Ауленти сказала, что женщине-архитектору лучше не думать о том, что она в меньшинстве, потому что такие мысли парализуют. По ее словам, мужчинам, работавшим у нее в подчинении, она тоже не давала задумываться: заставляла их видеть в ней свою мать, которой они должны угодить.

Дизайнер и архитектор Гаэ Ауленти, 1967 г.

Гаэ Ауленти. Проект «Дом коллекционера» в Милане, 1969-1970.

№ 2

Проект превращения старого железнодорожного вокзала в музей Орсе (Musée d’Orsay) в Париже принес Гаэ Ауленти мировую славу и орден Почетного легиона. Но когда здание в 1986 году открылось после реконструкции, оно вызвало не восторг, а негодование. Французская пресса сравнивала музей с погребальным залом, египетскими гробницами и кошмарами Данте. «Да, — ответила на это Гаэ Ауленти, — музей критикуют. Но 20 000 человек уже стоят в очереди на вход».

Гаэ Ауленти на стройке в музее Орсе, 1986.

Музей Орсе в Париже.

«Архитектура — мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения»

№ 3

Одна из лучших панорам Рима открывается с лестницы музея Scuderie del Quirinale, или Папских конюшен при Квиринальском дворце, спроектированной Гаэ Ауленти. Когда-то в этом здании, построенном в начале восемнадцатого века, действительно были конюшни, но после 1938 года его переделали в гараж. В середине 1990-х римские власти приняли решение открыть в нем выставочный зал. Гаэ Ауленти удалось наполнить старые стены «начинкой», необходимой для функционирования современного музея, тщательно сохранив исторический облик. По соображениям безопасности необходимо было создать еще одно соединение между первым и вторым этажом. Гаэ Ауленти спроектировала внешнюю стеклянную лестницу, благодаря которой посетители, осмотрев экспозицию, в качестве бонуса получают возможность увидеть Рим с вершины одного из холмов, на которых он был основан.

Папские конюшни в Риме.

№ 4

В начале 1980-х годов Гаэ Ауленти стала художественным руководителем компании Fontana Arte. Журнальный столик Tavolo con Ruote, вошедший в коллекцию Нью-Йоркского МОМА, был создан именно в этот период. Причем создан мгновенно, как только Гаэ Ауленти увидела тележку, на которой на фабрике Fontana Arte перевозили стекло.

Журальный столик Tavolo con Ruote, Fontana Arte.

Гаэ Ауленти. Интерьер квартиры на Виа Габба в Милане, 1969-1971.

№ 5

В фильме «Бассейн» 1969 года кроме Алена Делона, Роми Шнайдер и Джейн Биркин снимались стулья и столик Гаэ Ауленти. В 2016 году компания Exteta решила переиздать ее коллекцию уличной мебели 1964 года: она называется Locus Solus.

Кадр из фильма «Бассейн» режиссера Жака Дере.Коллекция уличной мебели Locus Solus, Exteta.Коллекция уличной мебели Locus Solus, Exteta.

№ 6

Первый светильник Гаэ Ауленти придумала в том же 1964 году: это модель Giova, одновременно настольная лампа и ваза для сухих или срезанных цветов. Ваза из выдувного стекла опускается в прозрачную чашу, внутри которой находится источник света. В 2017 году культовый объект был перевыпущен фабрикой Fontana Arte.

Светильник Giova, 1964.

№ 7

С середины 1970-х годов Гаэ Ауленти работает в театре, создавая сценографию для спектаклей «главного авангардиста» итальянской сцены режиссера Луки Ронкони. Одной из его новаций стали невероятные трансформации сценического пространства — он ставил спектакли в небольших залах и огромных фабричных цехах, на площадях и ледовых катках, устраивал процессии из автомобилей и аэропланов. Гаэ Ауленти привлекали именно эти постоянно меняющиеся условия и то впечатление, которое она могла создать своей работой. «В конце концов, — говорила она о своих театральных опытах, — в архитектуре дверь — это только дверь, на сцене она становится границей между мирами».

Гае Ауленти с режиссером Лукой Ронкони.Сценография Гаэ Ауленти к опере «Царь Салтан» в Ла Скала, постановка Лука Ронкони.

«В архитектуре дверь — это только дверь, на сцене она становится границей между мирами»

№ 8

Гаэ Ауленти проектировала интерьеры не только вилл, но и парусников. Легкий складной стул April, который выпустила фабрика Zanotta, был придуман как раз для «дома на воде». Но оказался настолько удобным, что Гаэ держала пару таких стульев в своей миланской квартире.

Складной стул April, Zanotta.Складной стул April, Zanotta.

№ 9

«Я почти никогда не проектировала лампы специально, как правило, они создавались для конкретных пространств и архитектурных проектов», — объясняла Гаэ Ауленти. Самая известная из ее настольных ламп, Pipistrello, то есть «летучая мышь», была придумана для парижского шоу-рума Olivetti, а потом попала в производство и быстро стала культовым объектом. В 2015 году фабрика Martinelli Luce отметила 50-летие легендарной модели и выпустила юбилейную версию с глянцевым позолоченным основанием.

Настольная лампа Pipistrello, Martinelli Luce.

№ 10

Она была строгой матерью и бабушкой и к тем, кото пытался ее критиковать, относилась как к детям. Реконструкция миланской площади Кадорна, которой она занималась в 1999–2000 годах, когда ей было уже за семьдесят, вызвала длительную полемику в прессе. Не всем нравилась скульптура американского художника Класа Ольденбурга, которую архитектор поставила в центре площади, — гигантская игла с продетой в нее яркой красно-желто-зеленой ниткой. На реплики критиков Гаэ Ауленти ответила, что в Милане есть и другие площади, в том числе менее красивые. «Почему бы вам не поговорить о них?»

Площадь возле миланского вокзала Кадорна после реконструкции. В центре — скульптура американского художника Класа Ольденбурга.Татьяна Филиппова

Читать также:
Ковер в прихожей: 50 стильных идей